О ШКОЛЕ
1 сентября 1966 года новая школа под № 169 распахнула двери в страну знаний для своих первых учеников. В этот день начался первый этап развития школы - этап ее становления, когда закладывается основа, создается база стабильной работы. Учителя не только учили детей, но и учились сами.
Помогал им в этом первый директор школы - Виктор Дмитриеич Чирков (1966-1975 гг.). Инициативный и требовательный руководитель строго оценивал работу коллектива, уделял особое внимание воспитанию через пионерскую и комсомольскую организации имени А. Матросова.
Школа славилась традициями военно-патриотического воспитания. Наиболее успешными формами организации этой работы были школьная Юнармия, участие в городских играх «Зарница» и «Орленок», походы по местам боевой славы. Курировал работу учитель начальной военной подготовки А.В. Казанцев. Признавая успешность работы в данном направлении, горком КПСС и исполком горсовета вручили школе Знамя на вечное хранение.
Единомышленниками и помощниками директора в работе с молодым коллективом учителей и учеников были его заместители по УВР - А.Е. Решетнева и А.А. Анциферова. С именем Л.Д. Черниковой, организатора воспитательной и внеклассной работы, человека принципиального, трудолюбивого, полного творческих идей, связано формирование лучших школьных традиций тех лет.
В 1975 году работу педагогического коллектива возглавил Владимир Парфенович Комаров (1975-1982 гг.), опытный педагог, последователь идеи А.С. Макаренко о воспитании через коллектив. Учителя на практике закладывали традиции глубоких и прочных знаний, воспитания высокой гражданской ответственности, эти традиции составляли основу работы таких педагогов, как А.Д. Грязин, Л.П. Макаренко, В.Д. Даркина, В.А. Оркина, ГА Верещагина, З.Л. Корнева. Усилиями А.Д. Грязина был создан лучший в городе Ленинский музей. Любовью и уважением учеников пользовался учитель физики А.Е. Беззубцев. С чувством благодарности вспоминают выпускники тех лет своих классных руководителей Л.Н. Щукину, О.В. Баженову, А.Г. Новобранцеву. З.А. Тимошкова - завуч школы - учила педагогов связывать проблемы ученика с недостатками собственной работы, оказывала большую методическую помощь.
Основным направлением работы была оптимизация учебно-воспитательного процесса. Из своих рядов педагогический коллектив выдвинул первого в городе учителя-методиста Г.В. Курную. Долгое время завучем начальной школы работала М.П. Распопина, под ее руководством учителями был создан лучший в городе кабинет трудового обучения в начальной школе. Уважением коллег пользовались две подруги - учительницы начальных классов - П.П. Насоненко и Г.В. Вырупаева. Энергичные, творческие, добросовестные, они умели поднять детей на коллективные дела, всегда опирались на помощь и понимание родителей.
Школу тех лет невозможно представить без активной помощи шефов - ЭХЗ - в укреплении материально-технической базы и воспитательной работе (цехи № 46,59 - Б.Г. Вершинин, А.П. Василенко, Г.Н. Шишенков, В.В. Мамаев, Г.П. Федоров, А.Н. Попов). Эти отношения сохраняются и в наши дни благодаря директору предприятия Филимонову С.В.
В августе 1982 года директором школы назначена Раиса Ивановна Шатова. 27 лет она руководит педагогическим коллективом с присущей ей энергией, инициативностью и огромным трудолюбием. Любовь к людям, бережное отношение к учителям помогают ей, с одной стороны, сохранить коллектив стабильным и высокопрофессиональным, а с другой - пополнить его новыми педагогическими кадрами.
Более 30 лет работают в школе ветераны: В.И.Зарубина, Т.Н. Могилевская, В.П. Черемисов, Л.Ф. Кузьмина, Р.Б. Юнышева, В.П. Аникеева. Когда-то окончив школу, пришли сюда теперь уже учителями Т.Н. Марышева, T.И. Доможакова, Т.В. Марченко, Т.Д. Кисель, Т.Н. Редзевская, Е.С. Мардоголямова, Л.А. Яковлева, а М.В. Свинцова - главным бухгалтером школы. Школа гордится своими педагогами. Отличниками народного просвещения стали В.М. Бобровских, Л.Ф. Кузьмина, А.А. Некрасов. Звания «Почетный работник Министерства общего образования РФ» удостоены Р.И. Шатова, В.А. Коваль, СВ. Болунов, Н.В. Клопова, Р.Б. Юнышева. Государственной наградой - медалью «За трудовое отличие» - отмечен добросовестный труд учителя В.А. Коваль. Звание «Заслуженный учитель России» присвоено Р.И. Шатовой за большой вклад в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. О высоком профессионализме учителей свидетельствует и то, что 9 педагогов имеют высшую категорию, 29 - I категорию. Школа - живой организм, который находится в постоянном движении, поиске, развитии, совершенствовании. В восьмидесятые годы она одной из первых в городе включилась в эксперимент по обучению шестилеток. В.И. Бекасова и Е.К. Штурова стремились создать все условия для обучения самых маленьких. Их усилиями была создана лучшая игровая в городе. Заместитель директора по УВР В.А. Коваль была инициатором внедрения в учебно-воспитательный процесс таких новых педагогических технологий, как «Дифференцированное обучение - средство развития индивидуальности», «Общение как инструмент педагогического воздействия». Тогда начала закладываться новая форма общения с учеником, в основе которой - диалог и партнерство. Перейдя на преподавательскую деятельность, Валентина Алексеевна продолжает увлекать за собой коллег. Помните, как в песне: «Школа, ты не старишься, никогда не старишься». И это правда. Оставаясь молодой, школа накапливает опыт работы, который помогает ей отвечать современным требованиям. Задача школы сегодня - не просто дать знания, но научить учиться, создать условия для самопознания, саморазвития и самореализации ученика, исходя из его стремлений и возможностей.
Одной из составляющих миссии школы является принцип «ученик, успешный сегодня в школе, завтра успешен в жизни». Жизнь предъявляет к школе высокие требования, поэтому коллектив школы постоянно работает над повышением своего педагогического мастерства. Творческая группа в составе В.М. Бобровских, Н.В. Клоповой, Н.М. Сухановой, Т.В. Марченко, Е.В. Талдыкиной под руководством T.И. Якимовой, заместителя директора по УВР, активно использует в начальной школе методики КУЗ (коллективные учебные занятия). Это способствует повышению эффективности обучения детей с учетом индивидуальных способностей каждого, приобретению навыков культурного отношения друг к другу, повышению мотивации познавательной деятельности.Школа является экспериментальной площадкой краевого инновационного комплекса по освоению новой практики образования КСО (коллективный способ обучения). Наиболее значимые формы работы с детьми - предметные недели, олимпиады, литературные часы.
Совместно с библиотекарем школы Т.Г. Дроздовой разработана программа «Литературного калейдоскопа». Сегодня школьная библиотека - важное звено образовательного и воспитательного процесса.
Постоянно работают над повышением продуктивности педагогического труда учителя школы II и III ступени. Руководит этой работой заместитель директора по УВР Б.Н. Козырева. Инициативная группа учителей-предметников занимается формированием базовых компетентностей обучающихся. Это Л.К. Шапкина, Е.Ю.Орловой, И.В. Еловикова, И.В. Иванова, Н.П. Харьянова.
Школа, единственная в городе, была участницей краевого мегапроекта «Образование России в XXI веке». В его рамках работала проектная группа «Школьные инициативы как общественная составляющая в формировании муниципальной молодежной политики» (руководитель проекта Б.Н. Козырева), успешно функционировали детско-взрослые объединения. Свое продолжение социальные проекты находят в воспитательной работе.
С 2000 года школа начала осуществлять предпрофильную подготовку. На основе трехстороннего договора (семья - школа - Центр образования) в школе III ступени был открыт физико-математический класс. Глубокие знания в области математических дисциплин дает ученикам ветеран школы Т.И. Могилевская. А самым востребованным профилем школы был и остается профиль физика, который преподает А.А.Некрасов. Под руководством Александра Андреевича учащиеся III ступени с завидным постоянством занимают презовые места на НПК российсиго, регионального, городского уровня.
Администрация уделяет большое внимание становлению профессиональной компетентности учителя, в том числе информацион-ной. В школе 70% учителей владеют информационными технологиями. Компьютерные программы используются сегодня не только на уроках физики и информатики, но и на уроках иностранного языка, русского языка и математики.
Славу школе делают учителя, работающие в ней. А.А. Некрасов, С.В. Болунов разработали авторские интерактивные программы обучающего и контролирующего назначения. С.В. Болунов является методистом по дополнительному образованию краевого ИПК.
Учителя - активные участники и призеры городских и краевых профессиональных конкурсов: • городской конкурс методических идей - А.А. Некрасов; городской конкурс «Учитель года»-Л. К. Шапкина (II место), Т.Н. Редзевская (III место), Т.В. Ткачева (II место); • городской конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» - О.П. Симашкевич; • городской конкурс «Самый классный классный руководитель» - Е.В. Скомороха; городской конкурс воспитательных систем - Е.П. Федорова (III место).
Ученики школы активно и с высокими результатами участвуют в предметных олимпиадах и НПК городского, краевого и республиканского уровней. Помогают им в этом учителя: Т.Н. Марышева, В.И. Зарубина, М.В. Шлыкова, А.А. Ковалева, СВ. Болунов, А.А. Некрасов, Н.В. Вильде, Е.П. Федорова, Л.Ф. Кузьмина, С.Н. Харитонов, В.М. Бобровских, Н.В. Клопова, И.Л. Игнатюк, Н.М. Суханова, С.К. Баянжанова.
Традиционными стало участие школы в Международном Интернет-фестивале «Видение». Его призерами стали ученики школы под руководством Т.Ю. Пожниковой, Л.К. Шапкиной, Т.Н. Шмоновой. Успешно используются Интернет-ресурсы.
Школа гордится выпускниками, которые награждены золотыми и серебряными медалями: с 1986 по 2003 год- 13 золотых и 24 серебряные медали.
В начале 90-х годов директор школы Р.И. Шатова при поддержке педагогического коллектива смело взяла курс на изменение статуса школы. В1991 году учебное заведение одним из первых в городе начало работу по эстетическому воспитанию, основное назначение которого-усиление роли развивающего обучения. Инициатором, идейным вдохновителем изменений жизни школы была Т.Г. Потапова, организатор воспитательной и внеклассной работы, а затем первый заместитель директора по эстетическому воспитанию. Сохранить и развить индивидуальные творческие особенности школьника, обогатить его внутренний мир, развить эмоционально-волевую сферу ребенка, выработать творческое отношение к любому делу, дать начальное образование в области искусства помогают уроки ритмики и хореографии, основ театрального искусства, вокально-хорового пения, МХК. Сегодня все учащиеся начального звена осваивают азы вышеперечисленных дисциплин. Эстетическое воспитание - это не только уроки, но и система дополнительного образования. В 13 творческих коллективах школы занято 350 обучающихся. В 2001 году школа получила официальный статус школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла. Творческие коллективы под руководством О.П. Симашкевич, Т.В. Шековой, Т.Н. Шмоновой, Г.И. Харабриной являются неоднократными призерами городских и краевых конкурсов и фестивалей. Яркими костюмами школьные артисты обязаны Н.Б. Шкатовой. Музыкальное и художественное оформление всех школьных мероприятий - заслуга С.П. Кизима. С первых дней существования эстетического цикла рождались традиции проведения в школе Танцевального марафона, новогодних представлений, Дня театра, фестиваля музыки «Пойте вместе с нами», отчетного концерта. Частицу души в эти мероприятия вложила О.Н. Гуляева.
Школа тесно сотрудничает с учреждениями культуры, спортивными школами, другими городскими организациями. Педагогический коллектив дорожит культурно-образовательной средой, сложившейся в школе. Большое внимание в школе уделяется не только процессу обучения, но и воспитания каждого поколения учеников. Под руководством Е.П. Федоровой, заместителя директора по ВР, разработана концепция воспитательной работы школы. В ней заложены принципы, подходы, идеи, которые направлены на создание условий, где каждый ученик имеет возможность самоопределяться.
«Какую роль играет школа в нашей жизни? Это наш второй дом. Школа не только дает нам среднее образование, но и учит общению с людьми. Школа помогает сформироваться нам как личностям, а заботливые учителя закладывают в нас частичку своего понимания и доброты. Важную роль в нашей жизни играет общество, в котором мы растем и развиваемся, и далеко не всем удается достичь чего-то в жизни, оставить след в истории, но шанс на это дает нам школа. С 1-го класса мы учимся находить общий язык с людьми, самостоятельно решать проблемы, находить верных друзей и разбираться в людях» - так пишут о школе ученицы 9 В класса Наталья Кулакова и Наталья Афанасьева.
Основными компонентами воспитательной системы школы являются личность, деятельность, отношения. Выстраивается и развивается школьное самоуправление: • Страна Активной Детворы - 1-4 классы; • Совет «Содружество» - 5-8 классы; • Совет старшеклассников-9-11 классы. В основе школьного дела - дружба, талант, целеустремленность, желание видеть свою школу лучше. Этому помогает проведение Дня знаний, Вечера школьных друзей, Дня самоуправления, Посвящения в 1-е, 5-е, 10-е классы, Масленицы, Дня здоровья, спортивных праздников, акции «Мы с вами, ветераны», концерта выпускников «Последняя гастроль».
Для многих учащихся спорт - любимое занятие. В школьных спортивных секциях занято 100 обучающихся, в городских спортивных школах - более 300 детей. Учащиеся школы под руководством В.П. Черемисова, Р.Б. Юнышевой, Е.Ю. Терещенко, А.В. Лозовского занимают призовые места в городских и краевых соревнованиях спортивного и военно-патриотического направления. Гордость школы: • Юлия Кашина - чемпионка России по легкой атлетике, награждена золотой, серебряной и бронзовой медалями; • Ксения Федорова - бронзовая медалистка чемпионата России по легкой атлетике; • Федор Емельянов - золотой медалист чемпионата России по летнему полиатлону.
Педагогический коллектив хорошо понимает, что только в союзе с семьей можно добиться желаемых результатов в образовании и воспитании. Родители оказывают большую помощь в решении важных проблем школьной жизни. Стало традиционным проведение совместных общественно значимых акций: «Помоги пойти учиться», «Я и мой мир, и мое будущее», «Школа - территория без табака»; круглых столов; профилактических лекториев; Дня открытых дверей. Большой популярностью у родителей пользуется праздник День матери. Одно из условий жизни школы - уют и комфорт. Большим вкусом отличается внутреннее и внешнее оформление. Фойе, учительская, столовая, школьная библиотека с читальным залом на 30 человек, построенная в 1988 году, - островки уюта и тепла. Порядок и чистоту в школе поддерживает технический персонал во главе с заместителем директора по АХР Е.И. Ленок.
День за днем, год за годом мы идем вперед дорогой знаний, умножая наши успехи.
Школа 169 - школа мечты.
К нам учиться придешь -
Не раскаешься ты.
Здесь (без сомненья скажу тебе я)
Лучшие дети и учителя!